Гамма – всплески

Одно из самых загадочных явлений Вселенной — гамма-всплески — кратковременные (от десятков миллисекунд до десятков секунд ) возрастания потока гамма-квантов до энергий, по крайней мере, ~109 эВ. Открытые в 60-е годы прошлого столетия они продолжают быть на переднем крае развития астрофизики. Эти явления, являясь наиболее мощными по своей энергетике явлениями во Вселенной, проявляются не только в гамма-диапазоне, но и в оптическом, и в ультрафиолете.

Почему это важно?

Гамма-всплески были открыты в 60-х годах прошлого столетия, однако только после 1997г., когда впервые была зарегистрирована оптическая эмиссия гамма–всплесков, стало ясно что мы имеем дело с самыми энергичными процессами во Вселенной. Энергия взрыва этих самых ярких астрофизических объектов достигает 1051 эрг. Оптическая эмиссия, длящаяся нередко до нескольких часов, может свидетельствовать о послесвечении, возникающем после гигантского взрыва во внешней ударной волне, распространяющейся в межзвездном пространстве  и звездном ветре взорвавшейся звезды. Возможно, это — процесс коллапсирования быстровращающейся массивной звезды в черную дыру или слияния нейтронной звезды с черной дырой. Однако эти модели остаются дискуссионными и природа этого замечательного явления пока остается невыясненной. В силу необыкновенно большой яркости гамма-всплесков, изучение свойств этих астрофизических объектов позволяет исследователям заглянуть в эпоху раннего развития Вселенной – изучить эволюцию звезд и звездных популяций в диапазоне красных смещений z = 0-15, что составляет более 98% возраста нашей Вселенной.

Измерительная аппаратура:

Прибор БДРГ